Смена вида разрешенного использования

Смена вида разрешенного использования

Смена ВРИ необходима, чтобы использовать участок в целях, не прописанных в кадастровом паспорте и не занесенных в Кадастровый реестр. Например, собственник владеет участком с землей для садоводства, но хочет построить дом или коттедж для проживания. Тогда в документацию необходимо внести соответствующие изменения.

Для чего?
Каждый земельный участок имеет установленное государством целевое назначение, и применять его не по назначению не разрешается. Например, не разрешается на садоводческом участке строить автомойку или магазин, а на участках для сельскохозяйственного применения строить высотные дома.

Цели смены вида разрешенного использования:
 Получение прибыли от  продажи  Рыночная стоимость земли населенного пункта значительно  выше  сельскохозяйственных земель
 Организация на своем участке  предпринимательской деятельности  Например, магазин или производство определенной  продукции
 Строительство многоэтажного здания  По документам здание используется в качестве подсобного    участка
 Застройка сельскохозяйственных земель  Например, многоэтажными жилыми постройками

Административная ответственность за нецелевое использование участка без соответствующей документации:
 До 1% стоимости земли по кадастру, но не  менее 10 000 руб.  При нецелевом применении участка
 До 0,5% кадастровой цены, но не менее 3  000 руб.  При неиспользовании по назначению  сельскохозяйственной земли
 До 0,5 кадастровой цены, но не менее 20  000 руб.  Если на земле для частного строительства не ведутся  строительный работы

Процедуры изменения вида и категории целевого пользования землями регулируются следующими нормативно-правовыми документами:
  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Градостроительный кодекс РФ.
  3. Закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
  4. Закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».
Порядок действий
  • Основание: Заявление собственника земельного участка в ДГИГМ с указанием кадастрового номера земельного участка
  • Решение  об изменении ВРИ принимается ДГИГМ на основании ГПЗУ
  • Внесение изменений в сведения ГКН (получение нового кадастрового паспорта земельного участка, 45 рабочих дней)
  • Расчет размера платы за изменение ВРИ земельного участка и направление соответствующего уведомления заявителю
  • Внесение заявителем платы за изменение ВРИ в течение 30 дней со дня полуения уведомления
  • + изменение ВРИ
  • - отмена решения ДГИГМ
  • - внесение изменений в сведения ГКН (изменение на ВРИ, установленный на день подачи заявления) 
Для принятия решения по смене вида или категории допустимого применения земельного участка нужно обратиться в местную администрацию, именно она наделена полномочиями вносить данные изменения.

Если местная администрация имеет в подчинении земельный комитет, необходимо обратиться непосредственно туда.

Если такой комитет не предусмотрен, тогда его нужно искать в районном, городском или областном административном учреждении.

Сегодня практически каждая администрация имеет официальный сайт, где можно найти всю необходимую информацию.

Порядок определения размера платы за изменение ВРИ устанавливается Правительством Москвы

П = С х (КС2-КС1),  

П- размер платы за изменение ВРИ ЗУ (руб.);
С- ставка для расчета  платы за изменение ВРИ ЗУ (%)
КС1- кадастровая стоимость ЗУ с установленным на дату подачи указанного заявления ВРИ (руб.);
КС2- кадастровая стоимость ЗУ с измененным  ВРИ, определенная на основании  кадастровой оценки, действующей на момент изменения вида разрешенного использования (руб.)

 № п/п       Значение показателей плотности  застройки   Ставка для расчета плат за изменение вида разрешенного    использования 
 1  От 4,0 и более  80% от кадастровой стоимости земельного участка
 2  От 3,6 до 3,9 включительно  70% от кадастровой стоимости земельного участка
 3  От 3,2 до 3,5 включительно  60% от кадастровой стоимости земельного участка
 4  От 2,8 до 3,1 включительно  50% от кадастровой стоимости земельного участка
 5  От 2,4 до 2,7 включительно  40% от кадастровой стоимости земельного участка
 6  От 2,0 до 2,3 включительно  30% от кадастровой стоимости земельного участка
 7  От 1,6 до 1,9 включительно  25% от кадастровой стоимости земельного участка
 8  От 1,2 до 1,5 включительно  20% от кадастровой стоимости земельного участка
 9  От 0,8 до 1,1 включительно  15% от кадастровой стоимости земельного участка
 10  От 0,4 до 0,7 включительно  10% от кадастровой стоимости земельного участка
 11  До 0,3 включительно  5% от кадастровой стоимости земельного участка

Плата за изменение ВРИ не взимается:
  • ВРИ ЗУ изменяется на ВРИ, указанный в ГПЗУ до дня вступления в силу №43-Ф3 от 05.04.2013 и в иных случаях, предусмотренных  федеральными законами
  • На ЗУ установлен запрет на строительство и (или) реконструкцию и  установленном порядке не снят
  • Кадастровая стоимость ЗУ по существующему ВРИ превышает кадастровую стоимость по измененному ВРИ
  • Строительство объектов с ВРИ. Перечень объектов утверждается Правительством Москвы.   
Если смена категории не требуется

 Предоставить в комитет  по земельным вопросам  ходатайство  О смене вида целевого применения земли с приложенным пакетом  документации. Перечень документов в конкретном случае должен выдать  земельный комитет. Обязательными документами являются кадастровый  паспорт и документ о праве владения землей.
 Все городские и  районные  администрации имеют  собственные  утвержденные  градостроительные  правила И регламенты с приложенными правилами пользования землями и строительства, где четко обозначены алгоритмы действий на случай смены целевого назначения участка
 Если конкретная  администрация не имеет  утвержденных правил  пользования землями  Или участок в вашей собственности не соответствует регламенту, тогда  необходимо подать официальный запрос об изменении вида целевого  назначения главе администрации. Данное ходатайство требуется передать  лично, получив подпись о получении или отправить заказным письмом с  уведомлением о получении.
 Глава администрации  проводит слушания   Касательно изменения разрешенного вида применения земли и выносит  вердикт
 Публичные слушания  назначаются  В течении месяца со дня подачи ходатайства и оплачиваются собственником  участка. При этом собственник должен иметь в распоряжении все тексты  регламентов и правил землепользования данного административного  учреждения.

Допустимое целевое применение земли разделяется на виды:
  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.
Отличие условно разрешенного назначения от основного состоит в необходимости его согласования. Для основного разрешения согласование не требуется.

Пример данного пользования – строительство офиса на земельном участке или торгового магазина.

Для получения условного разрешения необходимы следующие действия:

 Владелец земельного участка должен  подать в земельный комитет ходатайство  На получение условно разрешенного вида применения  участка
 Проводятся публичные слушания  По данному заявлению в соответствии с уставом  администрации
 Члены слушания выдвигают  Свои предложения и корректировки
 Глава администрации принимает решение  И если оно не в пользу собственника, он может в  судебном порядке добиться принятия другого решения

Правила зонирования территории

Территориальное зонирование являет собой распределение земель города и других населенных пунктов в соответствии с законодательством на зоны и районы.
Делается это, чтобы установить границы допустимого использования данных земель, определить минимальные площади участков, регламентировать типы построек на участках в каждой зоне.

Зонирование является немаловажным инструментом в планировании развития города.
Каждая функциональная зона характеризуется общим целевым использованием – жилые и промышленные территории, рекреационные и социально-культурные зоны.
В пределах каждой зоны также указываются допустимые и разрешенные целевые назначения участков земли.
Владелец земельного участка вправе выбирать его целевое назначение исключительно из списка доступных целевых назначений для определенной функциональной зоны.
Благодаря возможности выбора собственником целевого назначения участка государство стимулирует инвестиционную деятельность.
Ведь при снижении прибыльности деятельности собственник может без получения разрешений и смены целевого назначения изменить ее на более прибыльную.

Зонирование земли должно быть осуществлено в границах населенных пунктов.
Поэтому главной его целью стало указание требований касательно разрешенных видов строительства и других типов применения земельных участков в соответствии с местными регламентами и правилами.

Обращаем ваше внимание, что стоимость услуги в каждом конкретном случае, в зависимости от сложности может несколько варьироваться.


Разработка сайта QWnet